Глава I. Исторические корни развивающего обучения. Эпоха просвещения

 

Новый век несет человечеству новые проблемы и их неординарное решение. Если среди множества уже разработанных проблем выделить наиболее значимые в науке и жизни, то можно совершенно определенно сказать, что XX-й век был веком освоения атома. А XXI-й, видимо, станет веком активного созидательного воздействия человека на органическую жизнь на земле. Первые смелые заявки в этом направлении уже сделаны, например, клонирование. В центре внимания ученых будет ген.

Гены привлекали внимание ученых уже в начале XX века. Возникла специальная отрасль знаний - евгеника. Началась разработка евгенических методов, направленных на усовершенствование человека биологическим путем. Разработчики этой теории утверждали,  что, совершенствуя генную структуру, можно избавить общество от неполноценных людей, от асоциальных личностей (душевнобольных, бомжей, проституток и проч.).

В 30-е годы евгенику взяли на вооружение гитлеровцы в Германии. Они ставили задачу: сформировать поколение чистокровных арийцев. Была разработана специальная программа и открыты специальные детские дома, но их эксперимент провалился. А слово "евгеника" приобрело отрицательный смысл, как лженаука.

Но прошли десятилетия, и ученые стали восстанавливать престиж евгеники. Теперь они разрабатывают методы генной терапии, генной инженерии. Хотя и теперь многие ученые-генетики настороженно воспринимают  квазисовременные утверждения пропагандистов евгеники.

В связи с этим обострилась проблема роли среды, воспитания и наследственности в развитии личностных качеств человека. А эта проблема уже принципиально вторгается в педагогику. Опять заговорили об улучшении человеческой породы, пытаются генную инженерию столкнуть с воспитанием личности человека.

Освоение каждой новой ступени в познании мира оказывает влияние на систему образования подрастающего поколения. И новый век непременно потребует совершенствования средней и высшей школы. Ибо совершать открытия и разрабатывать новые технологии общения людей с природой будут теперешние школьники и студенты. Их к этому надо соответствующим образом подготовить. В системе образования уже в первой четверти XXI века произойдут разительные перемены.

Образование прошло сложный исторический путь. Историки школы и педагогика выделают на этом пути 4 эпохи. Оговоримся, что речь идет об образовании в Европе. И на этом пути во все эпохи находились мудрые педагоги, которые не уповали на гены одаренности, но связывали обучение с умственным развитием ребенка.

Первая эпоха охватывает историю образования в античном мире. Там уникальным центром культуры и образования были Афины. В Афинах в VI-V веках до нашей эры сформировалась рабовладельческая демократия. Она осуществила всеобщее обучение детей (кроме девочек и рабов). В школе учились мальчики с 7 лет. Школа была четырехступенчатая. В начальной школе детей учили два учителя: грамоте - грамматист, музыке и пению - кифарист. Две последующие ступени были связаны со спортом: палестра - (школа борьбы - по системе пятиборья) и гимнасий (гимнастика). На этих ступенях подростки изучали гуманитарные предметы, упражняли ум в дискуссиях (занимались гимнастикой ума). А методический совет тех времен о том, что в основе занятий в школе должно быть непринужденное общение учителя с учащимися, я мог бы проиллюстрировать примерами из современной практики симферопольских учителей членов клуба, работающих по технологии Л.В. Занкова. А между прочим, этот совет использовали дидаскалы в афинских школах еще в V веке до нашей эры.

Высшая ступень древнегреческой системы образования называлась эфебией (школой всадников), в ней готовили военачальников и государственных деятелей.

В античном обществе было престижным знать философию. Среди философов выделялись Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель. Они известны не только как философы, но и как авторы педагогических трудов. Их мысли о педагогическом процессе и теперь привлекают внимание ученых. Технология Сократа, по которой он строил беседы с молодежью, и теперь используется учителями-новаторами, которые, преодолевая догматизм, развивают у школьников творческое мышление. Сократ не поучал, он побуждал собеседника размышлять и самостоятельно  находить истину. Демокрит ответил на вопрос, который и теперь волнует многих педагогов: что полезнее в обучении ребенка - усвоение им суммы разнообразных знаний или развитие у него мышления. Аристотель доказывал, что все виды воспитания (физическое, нравственное и умственное) следует осуществлять в единстве - нельзя отдавать предпочтение какому-то одному виду. Объединять их должно стремление человека к прекрасному. Аристотель осуждал спартанскую систему, в которой осуществлялось только физическое воспитание.

Закат культуры, искусства и образования античного мира произошел в первые века новой эры. Распалась Римская империя. Сменилась общественная формация, изменился способ производства. В Европе образовались феодальные государства. В их основе было натуральное хозяйство, замкнутое границами владений феодала. Исчезла потребность в торговле. Зачахло общение народов, приостановился обмен культурными ценностями. Потребность в письменности катастрофически упала. И только служители церкви вынуждены были читать Библию. Феодалы, в том числе короли, как правило, были неграмотными.

Нo в средние века в европейском дворянстве сформировалась педагогика рыцарского воспитания. В жизнь грубого общества рыцарство вносило новые нравы и понятия. Девизом рыцаря были верность и честность, Любовь к Богу соединялась с любовью к женщине. И это благотворно отразилось на положении и воспитании женщины. В воспитании усиливался эстетический элемент. В арсенал воспитания девушек входили музыка и пение, танцы и рукоделие. А когда в Европе возродилась грамотность, девушки стали увлекаться чтением сентиментальных романов.

Рыцарство завещало будущим поколениям немало ценных личностных качеств, среди них: беречь свою честь и человеческое достоинство, оберегать честь  возлюбленных.

Долгой была эпоха средневековья в истории Европы и в истории образования, но и она в конце концов завершилась. Сменился способ производства продуктов, обеспечивающих жизнедеятельность людей. На смену ручному труду приходило машинное производство. Возникают мануфактуры, растут города. Активизируется мореплавание. Все эти перемены потребовали грамотных людей. Возникли условия для поступательного развития народов Европы, их производства и культуры. У жителей Европы пробудилась память о высокой цивилизации античной древности. Наступает эпоха, получившая название Возрождения (Ренессанс). Начались поиски и восстановление фрагментов и целых пластов великой культуры Древней Греции и Рима.

В школах Европы стали изучать древние языки - греческий и латинский. Их изучение дало толчок в развитии культуры народов Европы. Оригинальное объяснение этому явлению дал русский писатель Ф.М. Достоевский: в этих языках была заложена совершенная форма человеческой мысли; и возрожденная античная культура, основанная на этих языках, "подняла варварский Запад  до высочайшей степени цивилизации".

Вместе с тем, у пытливых европейцев зарождаются собственные плодотворные мысли. Произошли подвижки в искусстве. Зачинателями новой эпохи были итальянские художники. У них креп интерес к реальному миру, к его красоте. Правдивое изображение человека на полотне или в мраморе побуждало художников разобраться в сущности человеческой природы. Тем самым они стимулировали развитие естественных наук.

Среди наук о человеке была педагогика. Её основал великий чешский ученый Я.А. Коменский в XVII веке. Он выступил против догматической средневековой школы, где знания "навязывались, вдалбливались и даже вколачивались насильственно". Обращаясь к ученикам, Коменский советовал: "Прежде чем заучивать, осознай, какую пользу принесет изучаемое в жизни, чтобы ничего не изучать напрасно". А педагогам советовал: "Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь фраз и мнений, а это значит - развивать способность к пониманию вещей, чтобы из этой способности потекли ручейки знаний... Ничему не следует учить на основании одного только авторитета - всё должно быть  основано на доказательствах при посредстве внешних чувств и разума... Доводы - это те гвозди и болты, которые скрепляют вещь и не позволяют ей ни шататься, ни развалиться". Учащиеся должны усваивать причинно-следственные связи и отношения, поэтому преподавание должно быть доказательным, убеждающим.

Я.А.Коменский добивался, чтобы все дети получали образование. Там, в школе у них разовьются ум и речь, воля, осуществится физическое развитие. Воспитание - важнейшая предпосылка установления справедливых отношений между людьми.

Еще раз повторю: все эти мудрые мысли были высказаны Я.А. Коменским еще в XVII веке, но и теперь, в XXI веке они звучат актуально.

Кстати отметим, что возрожденная античная культура оказывала влияние на развитие русской и украинской культуры. Латинский и греческий языки преподавались в Киевской академии (открыта в 1615 г.), в Московской славяно-греко-латинской академии (открыта в 1687 г.), в ряде школ, например, в Заиконо-Спасской в Москве. Эти языки, античная литература изучались в гимназиях России вплоть до революции 1917 года.

В Ренессанс не только восстанавливались идеалы гуманизма античного искусства. Более того, когда эти идеалы утвердились, у людей зародилась вера в большие возможности человеческого разума. В свершениях Возрождения взошли первые ростки эпохи Просвещения, которая стала питательной средой преобразований во всех сферах жизни Европы. Лучшим умам этой эпохи представлялось, что знания приведут людей в царство разума,  что жизнью общества станет управлять интеллект. Под влиянием этой идеи стали уделять большое внимание развитию средней и высшей школы. Во Франции первый университет (в Париже) был открыт в XII веке, при нем функционировала средняя школа (коллеж). Как самостоятельные учебные заведения коллежи существуют с XV века.

XVIII век дал Европе целую плеяду просветителей. Гельвеций и Дидро подняли проблему: что такое талант - природный дар или результат целенаправленного воспитания? Ж.Ж. Руссо разработал теорию  естественного и свободного воспитания. В нее он включил идею гуманизма и заботу о всестороннем развитии ребенка. В педагогическом романе "Эмиль" он высказал необычную для XVIII века мысль: если ребенка изолировать от порочной социальной среды, он станет совершенным. В этом романе Руссо осудил словесное обучение. Его воспитанник Эмиль  получал знания в самостоятельных исследованиях. Так, однажды воспитатель с Эмилем во время прогулки заблудились в лесу и мальчик, размышляя, переизобрел компас, когда под рукой оказались магнит, стальная игла, кусок древесной коры и лужа дождевой воды. В самостоятельных делах (столярное дело, земледелие, общение с природой) у мальчика развивались наблюдательность, сообразительность, мышление. Руссо обращался к родителям и воспитателям: не забывайте, что природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми.

Участник французской революции ХVШ века Кондорсе потребовал для детей не только всеобщего, но и бесплатного образования.

А Лепелетье дополнил это требование необходимостью строить для детей дома национального воспитания (школы-интернаты), где под сенью святого равенства дети будут иметь одинаковые заботы и одинаковое обучение.

В России начало XVIII века ознаменовалось общественно-политической и просветительной деятельностью Петра I. Впервые были открыты государственные начальные школы, профессиональные школы, знаменитая средняя школа математических и навигацких наук, морская академия. Очередной подъем культуры и образования произошел при Екатерине II, когда в 550 учебных заведениях училось 60 тысяч учащихся.

В XIX веке в Европе влияние на развитие педагогики и школы оказали такие ученые, как англичанин Р. Оуэн, который впервые в мире организовал дошкольные учреждения. В начальной школе он соединил обучение с трудом, для работающих подростков он открыл вечерние школы.

В Швейцарии жил и работал великий педагог И.Г. Песталоцци. Он организовал школы-приюты для бездомных нищих детей. В приютах он использовал свою теорию элементарного образования, основой которой было развитие природных сил, для этого он соединял умственное, нравственное и физическое воспитание.

А в России в начале XIX века развернулась стройная  система государственных учреждений. В неё входили 6 университетов, при каждом педагогический институт, в губернских городах были открыты гимназии, а в ряде городов еще и лицеи. Отметим, в гимназиях и лицеях преподавались латинский и греческий языки, античная литература. В уездных городах были открыты уездные училища.

В науку педагогику в XIX веке большой вклад вложили немецкие педагоги. Так, среди проблем, разработанных ими, следует назвать закон воспитывающего обучения, предложенный И.Ф. Гербартом, принципы воспитания и дидактические правила, сформулированные А. Дистервегом.

А. Дистервег утверждал, что ребенок станет распорядителем своей судьбы только через самостоятельную деятельность. Образование невозможно передать извне. Учитель предлагает учебную информацию, а ученик перерабатывает ее в собственные знания.

Семинаристы А. Дистервега вспоминали, какими увлекательными были его уроки. Они походили на умственные турниры. Учитель требовал от учащихся умения самостоятельно рассуждать. Он так строил урок, так вел учеников от одного положения к другому, что каждому казалось, будто он сам в начале урока уже предвидел вывод и сам пришел к нему в результате самостоятельных размышлений. Уроки Дистервега, как правило, строились в виде беседы. Ровно в 7 часов утра начиналось ученье. После молитвы его первыми словами были: "Тушите лампы". Заметьте, - вспоминали ученики, - это зимой, окна покрыты льдом и снегом; вокруг нас совершенная ночь, так что мы друг друга и видеть не могли. "Начинайте! - было обыкновенно вторым его словом, обращенным к кому-либо из нас. И перестрелка, состоящая в изложении урока из вопросов и ответов, начиналась. Сложные построения геометрических фигур мы должны были изображать впотьмах, без доски, посредством одной только устной речи, и потом требовались доказательства - это был такой труд, который напрягал все наши силы, но мы таким образом научились владеть словом и делать выводы".

Благодаря трудам И.Гербарта и А. Дистервега окрепла теория педагогики и ее важнейшее звено - теория развивающего обучения.

Эпоха просвещения в Европе в ХХ веке создала базу для великих открытий, например, овладение атомной энергией, освоение космоса, изобретение радио и телевидения, реактивных самолетов .

И, казалось бы, развивая идеи эпохи Просвещения, каждое следующее поколение жителей Европы будет всё уверенней руководствоваться доводами разума и принципами морали. Но в XX веке на дороге в "царство разума", в светлое будущее начались чудовищные сбои, произошли антигуманные катастрофы: две мировых войны с использованием гениальных открытий ученых и инженерных изобретений в технике. ХХ-й век породил такие средства уничтожения, как атомные бомбы, танки, минные поля, химическое и биологическое оружие. Обострился бытовой криминал.

Люди, вооруженные знаниями, стали активно проникать в природу. Они   охотно подхватили лозунг:

-Не будем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача.

И повсеместно началось истребление природы: вырублены миллионы  гектаров лесов - а это лаборатория по производству кислорода. Появилась опасность заражения радиацией и химикатами почвы, рек и морей.

Экологи настойчиво убеждают, что настало время перехода от покорения природа (от ее разрушения) к созиданию. Это станет возможным, если все люди усвоят созидательную идеологию отношений с природой.

Исходные позиции эпохи Просвещения предусматривали связи познания с нравственностью через религию. Но эти связи оказались поверхностными. Ни служители церкви, ни ученые не разработали технологию естественного объединения образованности и нравственности. Хочется верить, что ученые ХХI века разработают технологии увязывания научных открытий с нравственностью, когда будет исключено варварское уничтожение цивилизаций и людей. Перед школой встанет задача: внедрять в сознание детей главную заповедь ХXI века: НЕ НАВРЕДИ, Не навреди земле и воде, растительному и животному миру, космосу и людям. А традиционная система образования в рамках существующей общественно-политической системы с такой грандиозной задачей не справляется. Традиционная школа изживает себя.

В то же время не будем терять оптимизма: угасание идеи просвещения (корень слова "свет") не означает "конец Света", гибель цивилизации, как предрекают некоторые ученые и писатели-фантасты. Человечество идет не вниз, а вверх. Наступает эпоха  АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Её первые ростки взошли на почве эпохи Просвещения. А корни его уходят вглубь веков. Названные выше педагоги рассматривали обучение и умственное развитие детей во взаимосвязи, во взаимодействии.

  

 

Используются технологии uCoz