Глава 2. Грядущая эпоха аналитического образования

 

Аналитическое образование направлено на укрепление у учащихся самостоятельности в учебе. Психологи убедительно доказали, что мышление детей развивается в собственной умственной деятельности, когда учитель направляет по пути искания истины, хотя в этих поисках ребенок присваивает себе уже известное старшим: родителям, учителю, ученым. Он подвергает анализу жизненные ситуации, свой опыт, психические состояния, людские отношения, материал учебника - он рассуждает. В анализе осуществляется расчленение целого на части. Изучение каждой части дает возможность осуществлять дифференциацию изучаемых объектов. В результате анализа ученик сможет принимать наиболее приемлемые решения в жизни, в поведении, находить оптимальный путь в усвоении знаний. В результате анализа, дифференциации и последующего синтеза активизируется мыслительная деятельность, осуществляется умственное развитие ученика.

Сделать каждого школьника человеком, мыслящим научными категориями, - наша задача. Если основной задачей эпохи Просвещения было распространение знаний, всеобщее обучение детей, то теперь возникает проблема развития способностей, формирование талантов в каждом ребенке.

В книге "Все дети талантливы" (10) я отметил, что есть два подхода к проблеме талантливых людей: одни ученые утверждают, что способности предопределены генами, другие отрицают врожденные задатки и полагают, что все дети, нормально рожденные и здоровые, приходят в мир людской с одинаковыми способностями. Человек - продукт воспитания и среды. По утверждению французского философа ХVШ века Гельвеция, воспитание может всё, оно в состоянии производить даже гениев. Московский академик-генетик Н.П. Дубинин (XX век) утверждает, что человек не получает от рождения готовой социальной программы, что не существует задатков гениальности. Но мозг нормально рожденного ребенка обладает безграничными возможностями для восприятия социальной среды, в этих возможностях можно сформировать любой талант (6). Однако в 1998 году появилось сообщение о том, что американские ученые выделили ген одаренности. В Москве тут же выступил академик Л.К. Эрнст, который заявил, что нет и не может быть гена одаренности. Оба академика (Н.П. Дубинин и Л.К. Эрнст) полагают, что задатки одаренности формируются в ребенке его общественной практикой в ходе развития. А раз так, то в основу формирования новых поколений должны быть положены не поиски людей с природными задатками, а воспитание талантов.

Я вхожу в число тех авторов, которые утверждают, что способности не имеют генетического расхождения, а зарождаются при жизни на базе единой  матрицы способностей, таланты воспитываются. Для этого требуется три условия: нормальное рождение ребенка без физиологической патологии, благоприятные условия жизни и педагогически обоснованная технология организации обучения и воспитания. Сочетание этих трех условий может сложиться еще до рождения ребенка. Воздействие уже возможно на плод в утробе матери. Эксперименты, проведенные учеными в Московском детском  центре восстановительного лечения, показали, что музыка Вивальди вызывает расслабление, а Бетховен возбуждает. И там, в Центре, будущей матери рекомендуют слушать спокойную музыку и самой напевать. Экспериментаторы утверждают, что у ребенка вполне возможно  возникнет интерес к музыке. Даже если в будущем человек не станет музыкантом, звуки музыки окажут благотворное влияние на формирование его личностных качеств.

Но важнейшие воздействия будут, естественно, оказывать контакты с внешней средой после рождения. В жизни же дошкольника и младшего школьника эти условия станут базой для развития способностей.

Уже в 2-3 года ребенок становится "исследователем", у него возникает потребность во впечатлениях. Он каждый предмет из окружающего быта хочет освоить своими руками и головой. Бытовое, эмпирическое отношение к предметам развивает у него наглядно-образное мышление. И 3-4-летний малыш хочет всё знать. У него велик интерес к миру взрослых. Он ежедневно задает взрослым сотни вопросов "почему".

Ребенку нужна целенаправленная активная деятельность как внешняя материализованная, так и внутренняя мыслительная. Дошкольники размышляют, осваивают взаимоотношения взрослых, усваивают нормы поведения.

Девочка Тома (6 лет) вместе с бабушкой пришла в гости, там на обеденном столе были разложены красочные новогодние салфетки с изображением деда Мороза. Ей очень понравились эти салфетки. Она побежала на кухню к тёте Эле и спросила:

- А можно я руки буду мыть в ванной?

- Конечно. Но у тебя на столе лежит салфетка.

- А можно, я её положу к себе в карман?

- Ты хочешь унести её домой?

- Да, - тихо смущенно ответила Тома.

- Так я тебе дам еще одну.

- Но ведь тогда кто-то останется без салфетки.

Тетя Эля пояснила:

- У меня  в вазочке есть еще две такие салфетки (передает).

- Спасибо, - говорит Тома, - Но я все равно буду бегать мыть руки.

- Почему?

- А я хочу взять и ту салфетку, что у меня на столе.

Мне хочется воспроизвести фрагмент беседы девочки Оли с воспитательницей в детском садике:

Оля. А можно спать назад?

Воспитательница. Как - назад?

Оля. Утром заснуть и проснуться вчера вечером?

Случайное парадоксальное суждение, высказанное ребенком, удивляет его самого. А если на это высказывание обратили внимание еще и взрослые, к тому же отреагировали улыбкой, словами удивления, то это застревает в голове ребенка, и он уже преднамеренно будет стремиться к парадоксам в своих высказываниях. Например, Лера еще вчера видела, как гуси красными лапками ходили во дворе по снегу. А сегодня она своей подружке сказала:

- Наша бабуля зарезала гусей, чтобы они не простудились.

Эту реплику слышала Лерина мама и за ужином рассказала об атом всей семье. Все заулыбались. Лере было приятно видеть всеобщую реакцию на ее каламбур. Нa следующий день, возвращаясь с прогулки, Лера, сбросив с пальчиков рукавички, сказала бабушке:

- Как я замерзла! Так и пробегают по животу молнии!

Об этом тоже за ужином услышала вся семья.

Одобрительные оценки в семье несомненно влияют на речевое развитие ребенка. А оно, в свою очередь, будет способствовать проявлению различных форм его поведения в семье, среди сверстников во дворе, в группе детского сада, в классе. Сверстники в общении обращают внимание на такие проявления и начинают отдавать предпочтение этому приятелю, тем более, если он обеспечил успешность в игре или в общем деле. Их отношение влияет на эмоции ребенка. А эмоции, в свою очередь, влияют на психические процессы: внимание, восприятие, мышление. Более того, в психологической литературе есть такое понятие: эмоциональный  интеллект - это значит осознание своих эмоциональных реакций, владение эмоциями; это также означает умение адекватно читать эмоции человека, с кем общаешься. Всё это у ребенка усиливает мотивацию умственной деятельности.

Некоторые современные сторонники евгеники задают вопрос:

- Нас приучили верить, что все люди рождаются равными по интеллекту, характеру, талантам. Но если все рождаются равными во всем, почему потом всё идёт по-разному? (1, с. 8).

Я беру на себя смелость ответить на этот вопрос.

- Никто никого не приучал верить, что все дети рождаются равными. Наоборот, более распространенным является утверждение, что  дети рождаются с разными задатками (еще в ХVIII веке об этом спорили Гельвеций и Дидро). Я же исхожу из того, что только дети, нормально рожденные и здоровые, обладают одинаковой матрицей способностей. Они не рождаются с интеллектом и талантом, а с матрицей, на базе которой может быть сформирован какой-то талант педагогическими усилиями родителей и учителей при благоприятных жизненных обстоятельствах. Перед ребенком возникает множество путей развития. Но, как правило, он отправляется в жизнь по какому-то одному своему пути.

Как происходит выбор жизненного пути?

Ежедневно ребенок совершает множество  контактов с предметами, людьми, животными, телевидением, книгами. Контакты оставляют в сознании более или менее глубокие следы. Но среди них может оказаться такой, который потрясает все существо, оставляет след на всю жизнь. Представим себе, что произошла еще одна встреча с подобным явлением, потом еще два-три аналогичных воздействия, и напряжение мотивационного поля возрастает. Интерес к данному роду явлений углубляется. А дальше ребенок будет уже избирательно относиться к фактам жизни. Он начинает и сам вызывать это явление. Удача окрыляет его: я могу! В его деятельности складывается определенная направленность.

В человеке-личности следует сформировать три стержня, скрепляющие многие личностные образования. Эти стержни: вера (в бога, или в социализм, или просто в свое светлое будущее), нравственность и стремление к деятельному познанию.

Итак, если мы имеем здоровую матрицу способностей, благоприятные условия жизни, остается учителям и родителям использовать педагогически обоснованную технологию в организации педагогического процесса (в обучении и воспитании).

И вот ребенок впервые переступил порог школы, но всякий ребенок переступил его с тревогой в душе: школа - это что-то новое в его жизни, и с надеждой на будущую радость: все вокруг так много говорят о школе - он будет усваивать знания, чтобы стать взрослым. И, надо сказать, в начальных классах большинство детей учится охотно. Но не всегда надежда на радость оправдывается. Бывает и так, что учительница этот миг надежды упустила и не организовала появления у ребенка радостного чувства при первых шагах в учебе. А дальше вообще происходит нечто невероятное: желание учиться затухает, исследовательская деятельность замирает; ребята стали стесняться задавать вопросы "почему?". В чем причина такой метаморфозы? - а виновато в этом  сообщающее обучение. Учитель требует от ребенка: сиди на уроке смирно, внимательно слушай, дома выучи очередной параграф учебника, а на следующем уроке перескажи. И ребенок становится на путь зубрежки. Но на его голову льются мощные потоки информации, кроме  школьных: телевидение, разговоры взрослых, общение со сверстниками, чтение книг. Под влиянием этих потоков школьная информация оттесняется на второй план, блекнет. А это значит: блекнет просветительная функция школы.

Куда полезнее было бы развивать и закреплять тягу малышей к познанию нового, направлять их по пути аналитического образования, чтобы осваивали они связи и отношения в окружающем их мире. В развитии способностей, в формировании талантов необходимо укреплять образное мышление. В жизни оно нужно не только людям гуманитарных профессий, но и инженерам. Конструирование новых машин основано на образном мышлении. Отсюда сделаем вывод: в содержании педагогического процесса следует сочетать технологическое в технике образование с гуманитарным. Гуманитарное образование благоприятно сказывается на развитии образного мышления.

Старый информационный способ организации обучения (сообщающее обучение) нельзя связывать с определением XXI века как века информационного, базой которого является всемирная компьютерная сеть - интернет. Информационный век есть характеристика того, что всевозможная (любая) информация через электронику стала доступной  любому потребителю (пользователю).  А информационный способ организации обучения детей характеризует технологию подачи учащимся от учителя учебно-воспитательного материала.

Нет сомнения, что информационный век отразится на системе образования. В Англии на выставке обучающих технологий был дан урок, который вел голографический учитель (объемное изображение на экране). Видеоизображение было записано на цифровую дискету, затем через Интернет перегонялось в школьные аудитории, где с помощью соответствующей аппаратуры трансформировалось в голограмму. Такая технология позволяет одному учителю, причем находящемуся на любом расстоянии от школы, проводить занятия сразу в нескольких школах.

Но может возникнуть сомнение в том, как повлияет электронная техника, например, на преподавание гуманитарных филологических дисциплин, как она поможет школьнику разобраться в содержании романа Л. Толстого "Война и мир" и воспринять, к примеру, образ Наташи Ростовой. В ответе на эти сомнения сторонники внедрения Интернета в систему гуманитарного образования выдвигают три аргумента:

1) В Интернете изданы все произведения мировой классики и есть литературоведческие исследования, связанные с этими произведениями.

2) В Интернете есть дискуссионный клуб, в работе которого может принять участие любой изучающий художественную литературу.

З) В Интернете предоставляется возможность каждому участнику клуба опубликовать свою концепцию, свои доводы.

Всё это хорошо и полезно в организации школьного образования. Но самой современной техникой, самым современным роботом-учителем нельзя заменить эмоциональное воздействие живого учителя на детей. И вообще общение взрослого человека с ребенком есть необходимый принцип в организации педагогического процесса. Точно так же нельзя заменить  литературное произведение, написанное мастером художественного слова, экранизацией его. "Война и мир" Л. Толстого и "Война и мир" С. Бондарчука - это разные произведения, они оказывают не адекватное воздействие на школьников. К сожалению, теперь наблюдается профанация художественных произведений, когда вместо текста написанного, например, Л. Толстым, дается краткое изложение сюжета "Войны и мира".

На мой взгляд, названные аргументы позволяют утверждать, что Интернет вписывается в эпоху аналитического образования, но они не дают основания назвать новую эпоху в истории образования информационным веком. Наиболее приемлемое определение наступающей эпохи, как я уже предложил выше, - это эпоха аналитического образования.

В последние годы в систему школьного образования стал активно внедряться термин "одаренные дети". Одаренность - это синоним таланта. Я полагаю, что утверждение: "талант есть выдающиеся природные способности", - ошибочно. В данном определении слово "природные" следует заменить словами: "сформированные в благоприятной социальной среде  усилиями родителей, воспитателей, учителей и под их влиянием усилиями самого ребенка".

Даровитость - это способность к чему-либо, а способность - это свойство, проявляющееся в какой-либо деятельности, умение что-либо делать. Любое умение может зародиться, развиться, укрепиться только в деятельности: внутренней мыслительной и внешней материализованной. Вы можете мне возразить: по крайней мере в пении и в сочинении музыки надо иметь природные задатки. А я отвечу: музыкальные способности  связаны с состоянием голосовых связок и музыкальным слухом. Я же говорю об интеллектуальных способностях. Возвращаясь к музыке, хочу добавить: десятки педагогов музыкальных учебных заведений овладели технологией развития музыкального слуха и голоса. Обратите также внимание на то, что известные певцы и музыканты ежедневно тратят по несколько часов на репетиции.

В развитии таланта нужен труд и большой труд. Особенно это очевидно в науке и технике. Когда я в университете читаю студентам лекцию "Умственное воспитание", прошу:

- Поднимите руку у кого есть научное открытие или запатентованное техническое изобретение.

Поднятых рук нет. Кое-кто ссылается опять-таки на искусство: скорее всего, там можно найти раннее проявление талантов.

- Помилуйте, говорю я им, - вам уже по двадцать лет. А где ваш талант?

И привожу такой пример. 30-40 лет назад весь мир зачарованно слушал по радио Робертино Лоретти. Но повзрослел мальчик, и голос исчез. Можно назвать не один десяток композиторов, которые в детстве сочиняли музыку. Но всемирно известные произведения они все-таки сочинили будучи взрослыми.

Следует осторожно раздавать эпитет "одаренный". Определение "талант" применим к взрослому человеку. Талант у взрослых людей проявляется при определенных условиях:

1) В жизни, в науке, на производстве сложился материал с острыми коллизиями, с проблемами, и назрела необходимость в их разработке, возник спрос на научную (производственную) разработку этих проблем.

2) У группы людей появилась потребность разработать эти проблемы, возникло напряжение мотивационного поля.

3) У этих людей есть здоровая матрица способностей, они обладают аналитическим образованием, позволяющим оценить возникшие жизненные, научные, производственные коллизии.

4) У этих людей выработаны технологические навыки творческой работы, позволяющие подвергнуть возникшие коллизии анализу, делать в результате анализа научные выводы и открытия.

Школьная и вузовская педагогика должна положить в основу своих учебных программ эту схему формирования талантов.

На подступах к эпохе аналитического образования во всей Европе и у нас на Украине обострились главные проблемы образования: чему учить и как учить. Это вечные проблемы. Они существовали на протяжении всей истории школы. Развивалось общество, и изменялись его запросы на сущность и объём знаний, с которыми подрастающее поколение должно войти в жизнь. И в начале XXI века содержание образования станет несколько иным, чем было в конце XX века. Теперь Министерство образования и Академия педагогических наук активно работают над этой проблемой.

Ответ на вопрос: "Чему учить?" дают учебные планы общеобразовательной и профессиональной школ. Я говорю об общеобразовательной школе. В учебном плане ее перечислены учебные предметы базового образования. Учебный предмет дает основы какой-то конкретной науки. Наук много. Все их включить в учебный план школы невозможно - ведь в школе дети. Для этого сначала приходится разработать критерии, по которым будет осуществляться выбор предметов для базового учебного плана, будет заполнена его инвариантная составляющая. По каждому предмету разрабатывается программа, все они составляют государственный стандарт общего среднего образования.

Работа осложняется еще и тем, что наряду с базовым образованием, в учебный план включена вариативная составляющая. Она формируется коллективом учителей школы с учетом особенностей региона. Школа может предложить учащимся по их желанию еще и дополнительное образование, например, историю живописи или  китайскую культуру.

Параллельно с общеобразовательной массовой школой в нашей стране существуют гимназии и лицеи. Гимназия - общеобразовательное учебное заведение гуманитарного профиля. Лицей - общеобразовательная учебное заведение III ступени и допрофессиональной подготовки. Все типы школ различаются прежде всего учебными планами, то есть набором учебных предметов и распределением учебного времени между ними. Кроме того, на основе типовых учебных планов самой школой составляется рабочий учебный план с конкретизацией вариативной составляющей и определением профиля обучения.

Надо иметь в виду, что сумма усвоенных знаний не равнозначна образованию. Школьное образование включает в себя не только сумму знаний и процесс их усвоения, но также образование ума, вкуса, характера и способность применять свои знания в практической деятельности.

Развивалось общество, и изменялись его запросы на сущность и объем знаний, с которыми подрастающее поколение должно войти в жизнь. И теперь в начале XXI века содержание  образования уже меняется  по сравнению с тем, что было в конце XX века.

Как учить? - Теория аналитического образования в XXI веке будет развиваться через разработку двух основных противоречий, присущих педагогическому процессу.

а) Противоречие социального развития ребенка. Еще философ Гегель показал, что всякий социальный процесс осуществляется по диалектической схеме: процесс состоит из противоположностей, они находятся в двойной зависимости друг от друга - в единстве и в состоянии конфликта. Развитие осуществляется в борьбе противоположностей и преодолении конфликта. Социальное развитие ребенка осуществляется по этой же схеме. Ребенок рождается, живет и развивается в семье. Он со средой /семьей/ составляет единство, в силу чего вынужден принимать участие в общей семейной деятельности. Однако он не владеет знаниями и умениями взрослых, поэтому не может стать полноценным участником их деятельности. Возникает противоречие. Оно становится ведущим мотивом в учебной деятельности ребенка.

В размышлениях и работе по преодолению противоречия зарождается творческое начало, развивается талант (10, с. 30-34). Родители в семье и учителя в школе воздействуют на мотивационное поле ученика, обостряют противоречие, ставят проблемы, побуждают к самостоятельной работе.

В то же время нельзя в школе весь учебный материал пропустить через проблемное обучение - у детей не хватит ни сил, ни времени, ни базовых знаний и умений. Поэтому приходится давать часть материала в готовом виде, оказывая помощь в его усвоении. Пропорции готового материала и полуфабриката для проблемного обучения зависят от конкретных условий: от уровня развития учеников, от напряжения мотивационного поля, от учебных технических средств.

б) Основное дидактическое противоречие организации педагогического процесса. Каждый ребенок усваивает знания индивидуально, поэтому желательна индивидуальная работа учителя с учеником. Но вовлечение всех детей в школу вынуждает учителя работать фронтально с большой группой школьников (классом), там индивидуальная работа затруднена. Попытки найти решение этой проблемы предпринимались, начиная с Я.А.Коменского - педагога, который разработал  классно-урочную систему организации обучения. После Коменского многие педагоги предлагали свои технологии, но ни одна из них не стала всеохватывающей, как это произошло с уроком. Таким образом, проблема ждет своего автора.

Человечество развивается потому, что народ, его система образования и воспитания (семья, школа, традиции, общественное мнение) нацелена на то, чтобы каждое следующее поколение впитывало в себя в концентрированном виде всё лучшее из жизни предков. Благодаря этому у него появляется резерв времени и сил для разработки новых идей и технологий. А используя этот резерв, вступившее в жизнь молодое поколение поднимется в своём развитии выше предыдущего. Аналитическое образование даст ему возможность ускорить процесс освоения опыта предыдущих и процесс разработки нового в науке и производстве.

 

 

Используются технологии uCoz